Open Air- Silk Road Symphony

Open Air  продолжает турне по регионам Узбекистана. С 18 по 26 сентября в Гулистане,  Джизаке,  Самарканде, Навои и Бухаре пройдут концерты Open Air- Silk Road Symphony.

Подробнее

Open Spring

Главное событие этой весны!

Подробнее

Только живой звук!

Великолепное исполнение симфонического оркестра!

Подробнее

OPEN SPRING – MOVIY BAHOR

Концерт к 80-летию Национального симфонического оркестра Узбекистана.

15 апреля, Дворец форумов

Подробнее

Асадбек Аюбжонов: мальчик с волшебной палочкой

Асадбек Аюбжонов: мальчик с волшебной палочкой

Музыка умиротворяет, музыка заряжает энергией, музыка уносит в мир прекрасного. Но оживить музыку, рассыпанную черными точками по нотному листу, способен не каждый. Сегодня мы поведем разговор о юном дирижере Асадбеке Аюбжонове, способном одним движением палочки увлечь сердца слушателей.

Чем наполнена жизнь обычного одиннадцатилетнего мальчишки? Интернетом, уроками, компьютерными играми и прогулками с друзьями во дворе. Из чего состоит жизнь Асадбека Аюбжонова? Из занятий скрипкой и фортепиано, посещений репетиций оркестра в Государственной консерватории, учебы в школе Успенского. На любимом велосипеде юный дирижер катался последний раз прошлым летом, зато уже два раза побывал на фестивале «Москва встречает друзей», где дирижировал оркестром Спивакова «Виртуозы Москвы», и запомнился зрителям проекта «Удивительные люди», исполнив с Московским Государственным Симфоническим оркестром отрывок из «Вальпургиевой ночи» Шарля Гуно.

Как только малыш научился говорить его мама начала учить с ним стихи: сначала короткие, всего в пару строчек. После пошли занятия в центре для детей дошкольного возраста. К шести годам Асадбек знал восемьдесят пять стихотворений и бесчисленное количество анекдотов, которые так любил рассказывать дедушка. Приближалась пора отдавать подросшего сына в школу, но…мама мечтала видеть мальчика профессиональным скрипачом и повезла сына на прослушивание в школу-интернат искусств Академии Художеств. Это был первый шаг на пути к музыкальным вершинам. Впоследствии Асадбек переведется в знаменитый Республиканский специальный музыкальный академический лицей имени В. Успенского и станет самым молодым дирижером в стране.

 

Первые шаги

Маленький музыкант еще упражнялся в гаммах, когда учительница по скрипке предложила попроситься в ученики к Владимиру Борисовичу Неймеру, профессору Государственной консерватории Узбекистана. Экзамен прошел быстро.  В тот день профессор попрощался, так и не дав определенного ответа, а через некоторое время сказал: «Что ж, давайте попробуем».

Первые два года ученик прилежно повторял за Неймером движения, заучивая схемы дирижирования, а потом Владимир Борисович начал требовать, чтобы подопечный думал и рисовал жестами именно ту историю, что оживает в его воображении. Записи чужих интерпретаций под запретом, слишком велик риск неосознанного копирования. Вот когда Асадбек сформирует собственную точку зрения, тут уж можно послушать исполнение маститых дирижеров для последующего анализа и сравнения.

По первому зову профессора Асадбек мчится в консерваторию, чтобы, затаив дыхание, наблюдать за репетициями Неймера с оркестром. Самое большое счастье – когда учитель позволяет встать за пульт. Иногда палочка достается юному дарованию на целых полчаса, иногда – всего на пять минут, но и это огромное везение, ведь обычным студентам-дирижерам дают репетировать с оркестром лишь раз в году. Остальное время они отрабатывают навыки под фортепиано.

 

Репетиции с оркестром

Оркестр — многоголосный, многозвучный организм, однако чуткое ухо дирижера мгновенно слышит, если произошел сбой. Это похоже на неприятный звон в ушах, заставляющий недовольно морщиться. В семь лет Асадбек молчал, хмурился и оборачивался к учителю за поддержкой, не решаясь прервать музыкантов. Владимир Борисович не церемонился, останавливал оркестр и грозно вопрошал: «Что вы играете? Кто так играет?»

Сейчас маэстро Аюбжонов сам прерывает исполнителей, правда, строгий наставник не всегда остается доволен решением ученика. Профессор и отругать может, если остановка была напрасной. Но тут уж на помощь Асадбеку спешит весь оркестр. «Что вы ребенка мучаете?» — хором возмущаются они, норовя ласково погладить расстроенного дирижера по голове.

Самое сложное — убедить оркестр поверить тебе, слить инструменты в единое целое, заставить их генерировать эмоции. Для этого мало взмахов палочкой – сухая схема не оживит музыку. Стоит дирижеру чуть расслабиться и потерять концентрацию, как нарушится ритмическая основа, а звук пойдет блеклый, скучный, невыразительный. Но Неймер знает, как добиться правильного звучания: «Нужно, чтобы оркестр играл так, как ты дирижируешь, а не ты дирижировал так, как они играют».

В апреле маэстро Аюбжонов примет участие в масштабном музыкальном проекте — концерте Open Spring, посвященном 80-летию Национального симфонического оркестра Узбекистана. Взрослые участники проекта ведут серьезные рассуждения о важности подобных мероприятий для развития музыкальной культуры и свежем взгляде на классику. Во вселенной же Асадбека все просто: «Я буду там дирижировать — и это здорово!»

 

Екатерина Цой